Как самостоятельно отполировать автомобиль
Сегодня в статье мы постараемся максимально подробно рассказать о том, что такое полировка кузова автомобиля, зачем она нужна и как можно в гаражных условиях качественно провести самостоятельно полировку кузова автомобиля, а также что нам для этого потребуется.
Вам будет особенно полезна эта статья, если вы решили сделать полировку самостоятельно, но необходимо понимать, что полировка - это очень долгий и кропотливый процесс.
Для начала немного теории.
Практически любой современный автомобиль, как правило, имеет следующую технологию окраски - тонкий базовый слой краски (обычно любители его называют металлик, профессионалы называют база или базовая краска), покрытый сверху специальным прозрачным слоем для защиты - автомобильным лаком. Краска дает насыщенность и цвет автомобилю, в ней часто имеются специальные вкрапления - добавки, дающие краске дополнительный блеск при освещении. Лак же несет целиком защитную функцию от внешнего воздействия - небольших ударов, царапин, ультрафиолетового излучения и перепадов температуры, он еще сильнее закрепляет краску на поверхности покрытия и придает законченный вид и блеск всему лакокрасочному покрытию автомобиля. Толщина слоя базовой краски составляет всего 30-40 микрометров, в то время как для лака обычно в среднем 50-70 микрометров.
В процесс эксплуатации автомобиля верхнее лакокрасочное покрытие постоянно подвергается воздействию. Агрессивная среда, возникающая при мойке химическими средствами и в результате погодных условий, а также ультрафиолет с годами вызывают потерю блеска верхних слоев лака. Всем автомобилистам особенно знакомы дефекты на лакокрасочном покрытии вокруг дверных ручек автомобилей - от ключей, телефонов и колец. Также эти дефекты и царапины появляются даже от легкого контакта с ветками деревьев, кустами и сухой травой вдоль обочин и иногда оставляют очень глубокие царапины. Старые автомобили вообще приобретают с годами матовый эффект, это результат описанных воздействий и ручных моек тряпками, которые выступают в роли абразивов.
Именно для того, чтобы постараться вернуть в определенной степени былой нарядный вид и блеск лакокрасочному покрытию автомобиля и существует полировка кузова. Подытожим, что может помочь устранить полировка своими силами:
- Легкие царапины и неровности лакокрасочного покрытия после физического воздействия (удары дверью на стоянке, царапины вокруг дверных ручек, полосы от веток деревьев и кустов);
- Матовость и тусклость старого лакокрасочного покрытия;
При полировке автомобиля происходит деликатное снятие с помощью абразива самого верхнего слоя лака, это остается возможным благодаря изначально достаточно большой толщине этого слоя. При этом глубина воздействия регулируется грубостью абразива, которая складывается из грубости полировочного диска и абразивности применяемой пасты, а также количеством проходов. Воздействие может быть грубым и снимать до 2-3 микрометров слоя, либо мягким и снимать всего до 1 микрометра слоя. Глубина выбора абразива зависит от характера и глубины устраняемых царапин и дефектов.
Как правило, чтобы придать глянец и блеск достаточно мягкого воздействия, но, если надо устранить последствия удара дверью или полосы от веток деревьев, возможно потребуется и более грубое воздействие. Основная задача соблюдать баланс - сохранить как можно толще слой лакокрасочного покрытия автомобиля для дальнейшей защиты краски, при этом постараться полностью устранить заметный дефект на нем.
Для полировки кузова профессионалы используют специальные полировальные машинки, различные типы полировальных паст и полировальных кругов, что обусловлено объемами выполняемой работы, необходимостью выполнять работу быстро и качественно. При этом для полировки автомобиля самостоятельно достаточно технически простых, имеющихся под рукой инструментов - дрель или шуруповерт, к которым потребуется докупить только полировочный диск на шпинделе и выбрать абразивную пасту.
Условия для работы.
Полировка автомобиля требует определенных условий и главные из них - чистое закрытое помещение и хорошее освещение. Мы категорически против полировки вне помещения, так как на солнце и ветру полировочная паста будет моментально подсыхать и оставлять голограммы (о голограммах мы напишем далее в этой статье). Особую же опасность представляют собой твердые частицы грязи и пыли - особенно камешки и песок. Внезапно попавший песок или пыль на полировочный диск может еще больше поцарапать лакокрасочное покрытие и окончательно испортить его. Поэтому необходимо соблюдать чистоту, а также заниматься полировкой только в закрытом помещении, например, в гараже. Важную роль играет и освещение. Свет требуется такой, при котором вы полностью увидите состояние лакокрасочного покрытия и малейшие дефекты на нем.
Подготовка и очистка поверхности.
Итак, подготавливаем автомобиль к полировке и наша главная задача сейчас - это добиться максимальной чистоты кузова, помыть его и очистить с помощью специальных средств. Для начала проводим максимально тщательную мойку кузова и места полировки. После того как кузов чист, необходимо с помощью укрывных материалов - скотча и пленки изолировать те места автомобиля, которые находятся рядом с местом выполнения работ, но полировка которых не требуется.
На этом же этапе, чтобы максимально быстро приступить к работе после очистки кузова, рекомендуем подготовить все необходимые инструменты и материалы - инструмент для полировки, полировочные круги, салфетки, полировочную пасту.
Теперь приступаем к более тщательной очистке поверхности. С помощью уайт-спирита убираем с лакокрасочного покрытия битумные точки. После чего с помощью специальной глины убираем мелкие вкрапления из образовавшихся ямок и сколов на лакокрасочном покрытии. Обезжириваем поверхность с помощью обезжиривателя или обезжиривающих салфеток. На этом этапе подготовка закончена, и мы правильно подготовили поверхность к полировке.
Полировка.
Сам процесс полировки не сложен, но важно руководствоваться некоторыми общими правилами. Не торопитесь при полировке, начинайте с небольших оборотов, постепенно их увеличивая. Работайте круговыми движениями, при этом плотно и равномерно прижимайте к поверхности диск, в точности повторяя все неровности обрабатываемого покрытия. Не держите диск на одном месте, важно не перегреть и не протереть лак. Не завершайте полировку в статичном положении. Нельзя сильно прижимать полировальный диск, особенно будьте осторожны с этим на углах, чтобы не протереть лак до краски. Главная задача - как можно мягче пройти данные участки.
Если вам требуется устранить глубокие царапины на лакокрасочном покрытии, то для начала нам потребуется легкая шлифовка поверхности - необходимо снять этот слой лака с глубокими царапинами. Для этого проходим места царапин достаточно грубым материалом - кругом 3M Trizact с зерном 1000, который сделает поверхность матовой и достаточно быстро уберет самые верхние слои с глубокими царапинами. После этого шага проходим более мелким зерном - полировальным кругом 3M Trizact с зерном 3000, который устранит крупные риски на поверхности от предыдущего прохода и сделает ее гладкой.
Материалов на рынке сегодня представлено очень много, но мы в данной статье остановили свой выбор именно на Trizact от компании 3M, как известный многим профессионалам продукт, который обеспечивает быстрый и качественный результат, в том числе позволяет в определенной степени сохранить заводскую шагрень.
После обработки и устранения крупных царапин пришло время заняться устранением самых мелких царапин и эффекта матовости поверхности. Для этого снова очищаем поверхность с помощью обезжиривателя (для распыления очень удобно использовать триггер и протирать салфеткой из микрофибры). Затем наносим абразивную пасту и полируем на средних оборотах кругом высокой или средней жесткости. Обычно такие круги бывают белого или оранжевого цвета, но каждый производитель может маркировать по-своему и поэтому лучше руководствоваться описанием. Сам процесс выглядит периодично - полируем поверхность, далее убираем пасту обезжиривателем и салфеткой, смотрим ушла ли матовость поверхности. Если матовость присутствует - наносим немного пасты на круг и снова полируем.
Как только ушла матовость поверхности, и мы видим, что лак блестит - значит мы вышли на финишную прямую и теперь пришло время завершить процесс полировкой блеска. Для этого нам потребуется специальная неабразивная паста для блеска и самый мягкий полировочный круг (мягкие круги, как правило, черного цвета). На малых оборотах проходим всю поверхность этими материалами и завершаем весь процесс. Очищаем поверхность салфеткой из микрофибры, убираем весь укрывной материал. Процесс полировки завершен, автомобиль готов, а его лакокрасочное покрытие теперь сияет и блестит!
Внимание!
Очень часто после неправильно проведенной полировки могут появиться так называемые "голограммы" на лакокрасочном покрытии. Голограммы - это характерные расходящиеся круги, особенно заметные при точечных и ярких источниках света. Как правило, появлению голограмм способствует агрессивная степень воздействия при полировке:
- высокое давление на поверхность;
- слишком агрессивная или высохшая полировочная паста;
- высокие обороты (особенно на машинках с ротационным вращением - только вокруг одной оси, в том числе дрель. Ротор-орбитальная машина конечно реже дает такой эффект);
- полировка на одном месте без круговых движений;
- неровный прижим диска к полируемой поверхности (под углом);
- попадание грязи на поверхность;
Чтобы избежать появления голограмм требуется строго соблюдать все правила и условия при проведении полировки, а также воздействовать на поверхность максимально мягко и только на небольших оборотах.
И ещё несколько советов от редакции:
- Учитывайте при выборе автомобиля, что дефект или царапина на лаке вызывает преломление света и дает характерный белый цвет, поэтому царапины будет сильнее видно на тёмных автомобилях. На светлых автомобилях дефектов лака практически не видно и их полируют редко;
- Помните, что у лака имеется определённая толщина и при каждой полировке лак становится тоньше, поэтому часто полировать не рекомендуется. Чтобы избежать недоразумений, опытный мастер спрашивает сколько раз проводилась полировка у автомобиля ранее и на каких элементах кузова, и учитывает эти сведения в своей работе;
- Процесс правильной полировки всего кузова автомобиля всегда получается очень трудоемким и сложным. Сделать такие работы за один день не сможет ни один мастер. Поэтому, если вам обещают отполировать весь автомобиль за один день, то такая "полировка" после двух-трех моек обязательно исчезнет;
В нашем интернет-магазине найдется все необходимое для полировки автомобиля
Материалы для полировки автомобиля, указанные в данной статье:
- Матирующий круг 3M Trizact 1000 - устранение глубоких царапин при полировке;
- Абразивный полировальный круг 3M Trizact 3000 - устранение крупных рисок после обработки 3M Trizact 1000;
- Полировальные круги - сменные круги на инструмент для полировки автомобиля;
- Абразивные полировальные пасты - основной процесс полировки и придание глянца поверхности;
- Неабразивная паста - пасты для финишной обработки и придания блеска;
- Обезжириватели и уайт-спирит - вспомогательные материалы для очистки поверхности;
- Салфетки из микрофибры - необходимые расходные материалы для очистки поверхности;
- Пленка и скотч - укрывные материалы при проведении полировки;